что можно посмотреть в мелеузе
Мелеуз: богатства самой природы
Название город Мелеуз получил по имени одноимённой реки, впадающей в знаменитую реку Белую. В переводе с чувашского «мелен-весе» переводится как «свершилось, остановились». История Мелеуза началась с торгового поселения в 1766 году. Сегодня это крупный промышленный центр, но в нём есть зоны рекреации вроде парков «Слава» и имени Ю. Гагарина. К тому же туристы с удовольствием отправляются в окрестности Мелеуза, где находятся интересные природные достопримечательности. Что ещё посмотреть в Мелеузе, знает Суточно.ру.
На Суточно.ру вы арендуете квартиры посуточно в Мелеузе, если возникнет необходимость задержаться в городе на несколько дней.
Водопад Куперля и карстовый мост
Это уникальные по красоте достопримечательности края, созданные самой природой. Они находятся недалеко от Нугушского водохранилища, примерно в 27 км от города.
Водопад образован на ручье Куперля. Высота, с которой падают воды с двух живописных уступов, — около десяти метров. Бурные пенные струи прохладны и чисты. Особенно красиво это место становится с приходом весны.
Карстовый мост находится чуть выше водопада, он образовывает почти двадцатиметровую арку правильной формы. Когда-то река протекала под землёй, под скалами, которые со временем были разрушены. Воды вырвались наружу, а карстовый мост — всё, что осталось от подземной полости.
Памятники Мелеуза
В честь павших в период Великой Отечественной войны воинов в 1977 году установлен монумент Славы с Вечным огнём. В 2000 году около него появилась аллея «Славы».
В центре комплекса находится мемориал, посвящённый жителям Мелеуза и района, — Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы. Ещё один известный мемориал — в честь воинов-интернационалистов, исполнявших долг в Афганистане, — установлен на бульваре «Слава». Он выполнен из светло-зелёного мрамора в виде оружейного салюта.
Воскресенская картинная галерея
Галерея была открыта в городе в 1971 году в красивом старинном здании, украшенном кирпичным декором. Многие экспонаты галереи — уникальные работы известных художников, таких как Г. Коржов, В. Иванов, П. Оссовский, Б. Немечек и других.
Здесь можно увидеть живописные полотна, акварели, карандашные зарисовки различных периодов от военных лет и до 1990-х годов. В здании галереи выставлены не только картины, здесь есть коллекция экспонатов, посвящённых истории и культуре русского села. Отдельная экспозиция рассказывает об истории Воскресенского медеплавильного завода. Здесь также представлены изделия декоративно-прикладного искусства.
Все развлечения Мелеуза
AyLe.ru – актуальная информация о развлечениях в Мелеузе: адреса, телефоны и краткие описания организаций на карте города. Здесь Вы найдете все кафе, рестораны, бары, в которых можно вкусно и недорого поесть, с удобным поиском на карте или по типу кухни.
Если вы еще не решили, куда сходить и чем заняться в Мелеузе, наш сайт поможет придумать, как интересно и с пользой провести время или отдохнуть. Здесь собраны адреса и контакты популярных развлечений Мелеуза. Вся информация представлена в специализированных разделах, позволяющих очень быстро найти как недорогие развлечения, так и выбрать необычные, и даже экстремальные приключения.
Куда сходить в Мелеузе и что посмотреть?
Основные события и мероприятия Мелеуза собраны в афише. Здесь можно получить свежую информацию об анонсах интересных событий Мелеуза. А для активных людей, не привыкших сидеть сложа руки, на нашем сайте есть раздел активный отдых с подборкой самых популярных мест. Подбирая для себя интересные развлечения, достаточно примерно представлять, что именно будет интересно человеку или куда пойти с друзьями.
Есть на нашем сайте и раздел для детей, где подобраны интересные места, куда можно сходить с ребенком.
Кроме этого, портал AyLe.ru – еще и демократичная площадка по обмену мнениями! Если вы нашли на наших страницах заведение, в котором уже побывали, смело оставляйте комментарий или отзыв: это поможет нашим менее искушенным пользователям лучше сориентироваться в пестром и разнообразном мире развлечений Мелеуза. Мы ждем ваше мнение и опубликуем отзывы в обязательном порядке!
Мы работаем для того, чтобы наш портал создал только самые лучшие впечатления у тех, кто ищет, куда сходить в Мелеузе, и заставил влюбиться в наш город!
Достопримечательности Мелеуз (респ. Башкортостан)
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ЧТО ПОСМОТРЕТЬ В МЕЛЕУЗЕ?
Монумент Славы.
Памятник воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Скульптор В. Липатов, архитектор — Н. Хакимов. Установлен в парке «Слава» со стороны улицы Ленина. Возле памятника горит «вечный огонь».
Площадь.
В центре Мелеуза есть площадь, но на картах она обозначена просто как улица Воровского. Здесь расположены администрация города Мелеуз и Мелеузовского района, редакции городских газет, почтовое отделение и узел связи, банк, филиал центра содействия трудовой занятости молодежи, памятник В.И. Ленину. Фасад городского дома культуры тоже смотрит на площадь.
За зданием администрации протекает река Мелеузка. Большинство крупных городских мероприятий проводятся здесь.
Зимой на площади устанавливают городскую ёлку и сооружают зимний городок с ледяными скульптурами и аттракционами.
Парк культуры и отдыха «Слава».
Между улицами Первомайской и 50 лет ВЛКСМ находится парк Славы. Здесь есть ночной клуб, летнее кафе, музей,МБУ Дворец детского (юношеского) творчества, детско-юношеская спортивная школа, кинотеатр и спортивная площадка.
Парк им. Гагарина.
Почти в самом конце города есть парк имени Гагарина. С севера он ограничен улицей Парковая, а с юга — речкой Каран. Здесь много деревьев и нет шумных заведений.
С 1977 года в Мелеузе работает историко-краеведческий музей. Музей занимает бывший дом пионеров. В экспозиции музея более 800 экспонатов.
Природный парк «Мурадымовское ущелье» — одно из красивейших мест Башкирии. Он создан в 1998 году в долине реки Большой Ик. Общая площадь образованного парка – более 23 тысяч гектаров. С севера на юг парк «Мурадымовское ущелье» вытянут на 28 километров, а его средняя ширина – 8-10 километров.
Само Мурадымовское ущелье представляет из себя скалистый каньон, вытянутый вдоль реки Большой Ик.
Парк «Мурадымовское ущелье» ждет туристов в увлекательное путешествие, по территории и в подземные дворцы парка.
Природный парк уникален тем, что здесь самая большая на Урале концентрация пещер (46 пещер) с разнообразной морфологией, отложениями, гидрологией, микроклиматом и животным миром. Они представляют огромную культурно – историческую ценность.
Как добраться до природного парка «Мурадымовское ущелье»?
С юго-востока республики, а также из Челябинской области можно попасть на территорию парка по автодороге г.Магнитогорск – г.Сибай – г.Баймак – г.Зилаир – с.Мраково- Природный парк.
Из близлежащих районов Оренбургской области по автодорогам г.Оренбург – г.Кумертау – с.Мраково, п.Тюльган – д.Назаркино – с.Мраково, с.Саракташ – с.Исянгулово – с.Мраково.
Основной подводящей дорогой является автодорога с.Мраково – д.Мурадымово протяженностью 22 километра. Дорога имеет гравийное покрытие.
Для отдыхающих прибывающих в парк железнодорожным транспортом до станций г.Мелеуз и г.Кумертау, подводящими путями служат автодороги г.Мелеуз – с.Мраково – д.Мурадымово (80км) и г.Кумертау – с.Мраково – д.Мурадымово (75км).
Воскресенская картинная галерея
Кроме собрания произведений изобразительного искусства, галерея представляет собой и музей истории и культуры села Воскресенское, основанного в XVIII веке с началом строительства медеплавильного завода.
Дом кирпичный, одноэтажный, в основном сохранён в историческом виде, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения, расположенным на территории Республики Башкортостан, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Мелеузовская мечеть
Мелеузовская мечеть была построена в 1908 году. Немалую роль в строительстве мечети сыграли богатые купцы-татары, у которых здесь были самые крупные торговые дома. В годы советской власти в ее здании размещались клуб для молодежи, филиал Госбанка, библиотека.
Наконец, в 1989 г. храм был возвращен верующим. В 1992 г. здесь возобновились богослужения. К дню десятилетия суверенитета Башкортостана рядом с мечетью открылось здание медресе.
Водопад Куперля и карстовый мост
Это уникальные по красоте достопримечательности края, созданные самой природой. Они находятся недалеко от Нугушского водохранилища, примерно в 27 км от города.
Водопад образован на ручье Куперля. Высота, с которой падают воды с двух живописных уступов, — около десяти метров. Бурные пенные струи прохладны и чисты. Особенно красиво это место становится с приходом весны.
Карстовый мост находится чуть выше водопада, он образовывает почти двадцатиметровую арку правильной формы. Когда-то река протекала под землёй, под скалами, которые со временем были разрушены. Воды вырвались наружу, а карстовый мост — всё, что осталось от подземной полости.
На самолёте
Прямого авиасообщения с городом не существует. Ближайшими аэропортами являются международный Аэропорт «Центральный» в городе Оренбург (расстояние 150 км) и международный аэропорт «Уфа» (расстояние 225 км).
На поезде
Через территорию города проходит железная дорога «Уфа-Оренбург».
На автомобиле
Через город проходит федеральная трасса Р240 (Уфа-Оренбург), и ее объездная ветка, связывающие Мелеуз с основной частью Башкирии. В восточном направлении от Мелеуза трасса местного значения ведет к Нугушскому водохранилищу и национальному парку «Башкирия».
На автобусе
Существует постоянное автобусное сообщение с другими населенными пунктами Республики Башкортостан. Можно отправиться как в населенные пункты РБ так и соседних регионов РФ, а также имеется транзитый рейс в Актюбинск Республики Казахстан.
Загадочная история города Мелеуз в Башкортостане
История деревни Мелеуз
Петр I, император российский, в начале XVIII столетия отметил: «Башкирский край всем среднеазиатским странам и землям есть ключ и врата», то есть, говоря современным языком, удобный плацдарм для завоеваний на востоке. Под этим подразумевалось, конечно, строительство казенных дорог по Башкирии к восточным границам империи, укрепленных линий и крепостей.
Завещание Петра Великого было выполнено во времена правления Анны Иоанновны. В 1734 году была снаряжена экспедиция под руководством географа, действительного статского советника Ивана Кириллова для изыскания земель, по которым пройдет дорога, и основания крепости. В 1736 году Кириллов выбирает реку Орь на южных землях башкир и по названию реки новую крепость именует Оренбургом.
Вдоль тракта появились извозчичьи остановки, или ямы, военно-почтовые станции, пристани. Так, в 1735-37 гг.
были основаны станции Толбазы, Ашкадарский, в 1764 году – пристань Бугульчан. Возникновение последней связано с доставкой илецкой соли на рынки России после введения государством монополии на торговлю солью. Гужевым транспортом везли сюда, к реке Белой, соль, всю зиму хранили в амбарах-складах, а весной с половодьем соль погружали на баржи, вывозили ее вниз по Белой-Каме-Волге на Нижегородскую ярмарку. Так продолжалось до 1766 года. В том же году поставщик соли Савва Тетюшев представил проект новой соляной пристани, облюбовав место у слияния рек Стерля, Ашкадар и Белая, близ Ашкадарского яма. Проект был одобрен и Сенат разрешил перенос соляной пристани из Бугульчан. Новая пристань была названа Стерлитамакской, что в переводе с башкирского языка означало «устье, горло Стерли».
Спустя три года губернатор Оренбурга генерал-майор Рейнсдорф подал правительству донесение о непригодности Стерлитамакского пункта для хранения соли, ибо сильное половодье постоянно разрушало соляные амбары. Но главное, быстрое уничтожение лесов для постройки барж-судов грозило гибелью бортьев-ульев башкирских пчел в этих лесах. И вот в 1770 году Сенат утвердил проект изменения по доставке илецкой соли в Нижний Новгород, пристань снова была перенесена на Бугульчан.
Купцы-основатели Мелеуза
Тем не менее Стерлитамак остался, и более того, очень быстро рос, уже в 171 году указом императрицы Екатерины II он был возведен в ранг городов уездного значения.
Оживленным стал отрезок казенного тракта от Стерлитамака до Оренбурга, через каждые 25-30 верст создавались извозчичьи остановки, ямы. Среди них в промежутке от 1764 по 1770 гг. появился Мелеуз.
Первое упоминание о деревне Мелеуз мы встречаем в «Ведомости Уфимской провинциальной канцелярии» о нерусском населении, принимавшем участие в Крестьянской войне 1773-1775 гг. А еще более определенней указан Мелеуз, точнее мелеузовский ям, на карте Уфимской провинции от 1786 года. Почему же тогда год основания Мелеуза мы определяем в промежутке между 1764-1770 годами? На то есть некоторые основания.
В этих же целях правительство поощряло поселение на башкирских землях государственных крестьян, которые помимо хлебопашества должны были заниматься и извозом, обслуживанием почтовых ям.
Вот почему все эти обстоятельства в совокупности убеждают нас в возможности основания Мелеуза одновременно или вслед за Стерлитамаком в 1766 году. А после 1770 года, когда пристань вернулась снова в Бугульчан, вряд ли была необходимость создавать извозчичий ям на реке Мелеуз. Правда, в 1771 году на этой же дороге появился Зирган. Но Зирган основан не как извозчичья остановка, он возник на основе договора ясачных татар с башкирами Юрматынской волости от 21 сентября 1771года с правом поселения на 30 лет, возник как пункт ремесленничества и торговли. Этим обстоятельством объясняется и быстрый рост Зиргана. Уже в 1774 году это была большая деревня. Об этом свидетельствует документ-ведомость, составленная генералом-майором Ф.Фрейманом, о расположении его войск, посланных на подавление повстанцев Крестьянской войны: «В деревне Зирганово от Каскиной в 20 верстах я с одной…. Гренадерской ротою и ротой чугуевских казаков с 4 пушками.»
А Мелеуз, будучи извозчичьей остановкой, почти не рос. Это подтверждают и старожилы старинного села Юмагузино в 10км от Мелеуза. Говоря о периоде Крестьянской войны 1773-1777 гг., коренной житель Юмагузино Г. Абубакиров вспоминает: «Мой отец говорил мне со слов своего отца, что там, где сейчас стоит Мелеуз, было только шесть дворов».
Кто же были первые поселенцы Мелеуза?
Обратимся к воспоминаниям мелеузовца Николая Николаевича Гаврилова. Его уже нет в живых, а в 1978 году он принес в краеведческий музей тетрадь своих воспоминаний, которые в 1985 году публиковались в городской газете под заголовком «Истории из старой тетради»: «Как старики говорили, первыми поселенцами Мелеуза были чуваши. Их было семь семей. Они поселились на левом берегу речки Мелеузки, жили сначала в землянках»- пишет дед Гаврилов.
В тех же материалах ревизии населения читаем: «Марфа Михайлова, по-татарски Рабифа, … Петр Григорьевич, по татарски Рахманов,… Абрам Степанов, он же Карим, … Василий Степанов, он же Искандар…»и другие примеры.
Несколько слов о значении названия «Мелеуз». В документах XVIII века слово это писалось по-разному, как какой составитель документов услышит от местного населения: Меняус, Малууз, Мянеуз, и только на карте 1786 года, а также в документе от 1790 года на проданную по реке Мелеуз землю появляется вариант написания, сохранившийся в русском его звучании до сих пор: Мелеуз. Различное произношение названия, видимо, обуславливалось особенностями речи людей разных национальностей, поселившихся здесь.
То, что название происходит от реки Мелеуз, несомненно. До появления здесь маленького извозчичьего яма земля, по которой протекала река, принадлежала башкирам Тамьянской волости, на ней уже была известна деревня Юмагузино. Башкиры называли реку Мелеуз, но не исключено, что и Менеуз.
Обычно каждый населенный пункт имеет свою версию происхождения названия, свою легенду, зачастую далекую от реальности. Так получилось и с Мелеузом. Башкиры и татары в красивой легенде о двух удалых братьях-башкирах, которые состязались меж собой на скачках, утверждают, что один из братьев, Алтынбай, в азарте скачек крикнул брату Батырбаю: «Мэле, уз! (Попробуй, перегони) и доскакал до светлой безымянной речки. Чувашская легенда объясняет название, приспосабливая корни слова к своему языку: первыми сюда пришли чуваши, понравилось им это место, остановились и произнесли: «Меле-вес» или «Мелен-весе» в значении «способу конец» или «свершилось, остановились. «Русские поселенцы тоже посмотрели в корни слова и решили: мелкая и узкая речка».
Не только в легендах, но и в научных трактовках нет единодушия. Нам известны пять толкований. Это многообразие объясняется тем, что разные народы в свое время пребывали в этих краях: ираноязычные, финно-угорские, тюркские, древнебашкирские.
Словом, языковые явления настолько сложны и уходят своими корнями в такую древность, что доказать правоту какого-либо одного варианта нет возможности.
Во второй половине XIX века, став селом, волостным центром, Мелеуз развивается уже быстрее. «Полный список населенных мест Уфимской губернии» от 1896 года доводит до нашего сведения, что в селе Мелеуз 506 дворов, мужчин 1729, женщин 1647. Здесь работают 5 кузниц, хлебозапасный магазин, одна обдирка, две маслобойки, 13 колесных заведений, 4 бакалейные лавки, 5 базарных лавок. Правда в Зиргане, с числом дворов 633 в это время работает уже заводы: кожевенный, кирпичный. Зирган такое же волостное село, как и Мелеуз, все еще превышает своего соседа по населению и экономическому развитию.
Но именно в эти годы по ряду складывающихся обстоятельств, главным образом, благодаря развитию мельничного дела, Мелеуз стал выделяться в южной части Стерлитамакского уезда как главный рынок по количеству привозимого сюда хлеба.
В «Сборнике статистических сведений по Уфимской губернии (1895-1897гг)» записано: «Мелеузовский, или южный, район состоит из волостей: Дедовский, Бала-Четырманской, Мелеузовской, Бушмас-Кипчакской, Арслановской, Воскресенской, Зиргановской. Село Мелеуз, расположенное близ границ Оренбургской губернии, представляет собой центр, из которого хлебные грузы направляются в разные стороны, а именно, в городе Оренбург, Стерлитамак, на горные заводы Стерлитамакского и Верхне-Уральского уездов. Рынки остальных волостей являются второстепенными, там хлебные торговцы, выезжая из Мелеуза, заготавливают хлеб на этот рынок».
К концу XIX века в Мелеузовского волости имеются уже три пристани: в селах Мелеузово и Бугульчан, в деревне Васильевка. К ним приправляется лес. Жители Мелеуза и Бугульчан имеют возможность отапливать свои дома покупными дровами, тогда как в остальных селах дома отапливаются преимущественно соломой. Земли у мелеузовцев было немного, но среднему крестьянскому хозяйству ее хватало для посева зерновых, бедные и безлошадные крестьяне по разным причинам часть своих земель продавали, зажиточные крестьяне у них покупали. Таким образом, посевных площадей более или менее хватало, а вот лугов не было, на сенокос ездили к башкирам, покупали луга или косили исполу, то есть, половину скошенного сена отдавали хозяину лугов.
Безлошадные крестьяне, оставляя свое дело, приобретали ремесло пильщикам или плотника, тем кормили свою семью, или же всю оставшуюся жизнь батрачили.
В начале XX века в Мелеузе – 612 дворов. Род занятий населения тот же – земледелие, торговля, кустарные промыслы, извоз. В селе уже две церкви, появились объекты, свидетельствующие о социально-бытовом росте: медицинская амбулатория, почтово-телеграфное отделение, ветеринарный пункт, сюда же отнесем винные и пивные лавки, как признаки приобщения к «цивилизации». Это данные 1906 года.
О крестьянском быте, о натуральном хозяйстве вели преимущественно чуваши, об обычаях и обрядах оставил свои воспоминания Н.Н. Гаврилов. Добавим сюда свидетельства другого сторожила Мелеуза, заслуженного учителя школ БАССР Сайфи Баязитова:» В Мелеузе отдельные семьи изготовляли колеса, кадки, бочки, сундуки, оконные рамы, телеги, тарантасы, плетенки из прутьев, велось здесь гончарное, пеньковое производство, выделывались специалисты.»
Особенно сильно развивалось в Мелеузе в первое пятнадцатилетие XX века торговое дело. Тут уже было 5 пристаней, к которым приправлялся лес, закатывались на берег сосновые деревья. На пристанях делались срубы для домов на продажу населению Мелеуза и близлежащих сел, деревень.
Бывшие учителя Гульсум Абдрахманова Асфандиярова и Николай Васильевич Ярыгин описали дореволюционный Мелеуз с упоминанием имен предпринимателей и общественных деятелей, которые способствовали экономическому и культурному развитию Мелеуза.
На базарах можно было купить кирпич, кузнечные и шорные изделия, домашнюю утварь, обувь и одежду, детские игрушки, белую глину и древесный уголь, здесь продавались продукты крестьянского хозяйства, дары рек и лесов.
В Мелеузе в это время работали четыре мельницы: купцов Поповых, Маслова и паровая мельница кредитного товарищества. Здание последней сохранялось до 1993 года на улице Правды за бывшим кинотеатром им. Крупской. Кроме того, в северной части села был кирпичный завод купца Хабибуллы Усманова, по некоторым данным, с мощностью до 100 тыс. кирпичей в год; не меньше давал и завод купца Григория Попова.
Кредитное товарищество «Крестьянское дело» (с конца XIX века по 1916 год) немало способствовало экономическому развитию села. Помимо паровой мельницы товарищество держало склад сельхозмашин (владелец Биккер), механические мастерские.
Просвещение и культура в Мелеузе, как и в любом дореволюционном провинциальном селе, развивались очень медленно.
Жители Мелеузовского Зирганского сельских обществ просили Министерство народного образования открыть у них училище. Однако полагалось иметь только одно двухклассное училище для сельского населения в уезде, поэтому в 1874 года было решено открыть его с шестилетним курсом обучения в селе Зиргане, по тогдашним временам» «весьма населенной местности». А в Мелеузе решено открыть одноклассное с трехлетним обучением и назначением учителя, знающего инородческие языки этой местности.
В 1875 году инородческая школа была открыта, в ней обучались дети русских, чувашей, татар мордва, башкир. На должность учителя был назначен Фома Сергеевич Аксинский, закончивший Сибирское уездное училище.
Заведовал школой один из активных общественных деятелей народного просвещения Семен Иванович Иванов. В течение многих лет он усилено хлопотал об открытии в Мелеузе Высшего начального училища. Наконец, в 1912 году его открыли. Сначала оно помещалось в доме купца Горшенина, а в 1913-1914 годах за мельницей кредитного товарищества на деньги купцов построили специальное двух этажное деревянное здание. Оно не сохранилось, сгорело во время пожара 1919 года. Обучение велось на русском языке. Детям других национальностей было труднее попасть в училище, но все же в каждом классе учились по 2-3 башкира, татар, мордва, чуваш и украинцев. После революции 1905 года стараниями передовых учителей из числа татарской интеллигенции. В Мелеузе открыли мужскую и женскую татарские школы, одна из которых была при мечети с 1908 года.
Интересны по отношению к истории мечети записи Н. Гаврилова: «Первое десятилетие XX века для служителей мусульманской религии в Мелеузе было периодом страды по вербовке прихожан в будущую мечеть. Ведь татарские купцы были самыми богатыми, а мечети у них не было. Вот и вербовали чувашей в свою веру. Так, приняли мусульманство чуваши Никифоровы и стали Якуповыми, Романовы стали Рахматуллиными, Савельевы приняли фамилию Шафиковы и т. д.» Так с миру по нитке, по словам деда Гаврилова, набрали достаточное количество прихожан для строительства мечети. По одним данным, в 1908 году, по другим в 1910 – 1911 г, мечеть была возведена и по сей день, правда, в советское время со снесенным минаретом, служит это здание. После госбанка здесь обретались, сейчас здание вновь передано мусульманам.
Сельская интеллигенция организовывала в клубе спектакли, концерты. В 1913 году открылся русский любительский театр, первая постановка – комедия А. Чехова «Медведь». В марте 1914 года молодой Газиз Альмухаметов, впоследствии классик башкирской музыки, открыл здесь татарский любительский театр.
Здание земской библиотеки в годы Советской власти послужило сначала клубом имени М. Калинина, затем кинотеатром им. Крупской. Оно не сохранялось, снесено в 1984 году сейчас только неофициальное название остановки автобуса напоминает о нем.
Последняя перед революцией 1917 года подворная перепись населения (1912-1913 гг.) выявила в Мелеузе 837 хозяйств, в том числе 520 безлошадных дворов. Это говорит о том, что земледелием в то время занималась меньшая часть населения, большинство же – кустарным ремеслом, торговлей, обслуживанием предпринимательских производств: кожевенного, кирпичного, лесного и других. В Мелеузе в то время проживало 4728 человек.
Таким образом, из потерянного на почтовом тракте извозчичьего яма за 240 лет Мелеуз стал городом, в котором проживает уже более 64 тысячи человек. По своему экономическому и социальному положению он занимает примерно среднюю позицию среди 21 городов Башкортостана.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов