что можно посмотреть в ловозеро
Поездка в Ловозеро и Ревду — изучаем родной край.
Всем доброго времени суток!
Сколь необъятна наша Родина, сколько интересных мест для посещения. Что чаще всего делает обычный российский обыватель — лезет в интернет, читает пару статей и успокаивается на этом, мол и так всё ясно, посмотрел фото и почитал рассказ о том как другие «куда-то» съездили и нормально. Но это как прочесть книгу не вникнув в суть текста, как посмотреть фильм «в пол глаза». Тем более ты будешь зависим о мнения «автора» статьи, а не сложишь собственное об увиденном мнение.
Я люблю проводить долгое время за рулём, люблю дальние поездки, и это передалось моей маленькой, но сплочённой семье. Автотуризм это Наше))) Никого не надо уговаривать, согласовали маршрут и в путь!
Поездку за пределы Кольского края на данный момент (отпуск у меня сейчас был всего неделю) не позволяет время, слишком велики масштабы нашего Кольского п-ва, пока доедешь до Карелии уже пройдёт 3-4 часа пути. Поэтому решил осваивать родные места. Этим летом планируется поездка в Умбу и Варзугу — старейшие поселения Мурмана. Это будет ориентировочно конец июня. Позже, как сойдёт снег, поедем на полуострова Средний и Рыбачий. Ну а сегодня мотнули в Ловозеро и соседнюю Ревду.
Ловозеро это также одно из самых древних поселений на Кольском полуострове.
1574 — эту дату появления Ловозера назвали составители Географического словаря Кольского полуострова. (В датировке принимал участие А.Е. Ферсман).
1608 — впервые Ловозеро упоминается в летописи.
1654 — из Ловозера на службу в Москву взято из «лучших лопарей» 8 человек.
1716 — в Ловозере стояло 5 веж, в которых проживало 40 душ мужского пола — домохозяева Селивановы, Галкины, Юлины, Созоновы и Семеновы. Лица женского пола не учитывались.
1785 — в Ловозере насчитывается 94 жителя (52 человека мужского и 42 женского пола). Всего 15 семей. Все взрослые мужчины знали русский язык, из женщин одна.
1858 — саамское население Ловозера состояло из 120 человек обоего пола.
1862 — открыта церковь, однопрестольная в честь Богоявления.
1866 — проживает 125 человек. Ловозерцы имеют 210 оленей, 12 карбасов, 11 неводов, 110 сеток. В этот год выловлено 240 пудов сигов и 15 пудов кумжи.
1873 — 10 декабря освящается церковь. В Ловозере в этот год побывал писатель В.И. Немирович-Данченко.
1877 — в Ловозеро переехали с берегов Печоры первые семьи коми и ненцев.
1887 — в Ловозеро побывал этнограф Н.Н. Харузин. Ловозеро из погоста переименовывается в село.
1888 — с полуострова Канина в Ловозеро пришли 4 семьи крупных оленеводов-ижемцев.
1890 — в ноябре открылась школа. В первый год на ее содержание было отпущено 26 руб. 80 коп. Занятия проходили в причтовом доме, вел их местный священник М.Почезерский. Училось 8 мальчиков и 5 девочек.
1893 — в Ловозере открыта церковно-приходская школа. В 1895 г. в школе учатся 15 мальчиков и 3 девочки. В хозяйстве лопарей имеется 1925 оленей.
1896 — в ночь на 25 марта в Ловозере сгорели Богоявленская церковь и школа.
1897 — строится новая церковь, в звоннице установлено семь колоколов от 43-пудового до 23-фунтового. Вместе с саамами в Ловозере проживают 117 коми и 25 ненцев.
1898 — начались занятия в новой школе, построенной при помощи И.И.Терентьева. Учительствует выпускница Мариинской женской гимназии Е.Д. Догодкина. «Лопари и зыряне Ловозерского прихода почти все без исключения исполняют христианский долг… с усердием посещают богослужения».
1899 — 12 марта начаты регулярные наблюдения на метеостанции в селе Ловозеро. Первый начальник станции — Николай Шмаков.
1905 — в Ловозере стоят 10 домов, 32 тупы, церковь, часовня, школа (27 учеников), дорожная станция, замшевая фабрика И.Н.Терентьева (5 рабочих), 6 бань, 32 амбара. Постоянного населения 333 человека.
1914 — в Ловозере на 27 саамских дворов 184 жителей и 7 ижемских домов, именовавшихся «гумами».
Такова дореволюционная история Ловозера. Сейчас это небольшое село с численностью населения около 3000 человек.
Саму дорогу туда я планировал давно, но не знал разве что состояние дороги после зимы. Выехали из дома в 14-00, засёк пробег и обнулил средний расход топлива. Заправился 30-ю литрами 95-го, т.к. в пути в любом случае не будет 98-го. Погодка не шибко тёплая, конец весны, а у нас всего +7 и переменная облачность. Выехав из города на «Ленинградку» сразу попал на ремонты дорог (почему надо менять асфальт когда все прут на юг, в отпуск?). И так вплоть до Магнетит, асфальт снят пластами и никто особо не спешит класть новый. Домчав до отворотки «Питер-Оленегорск-Ловозеро», свернули к пункту назначения. Машин сразу поубавилось, подавляющее большинство шло на встречу. Спустя всего 5-7 км асфальт стал портиться на глазах — то кусок пару км «на 4 с минусом из 5», то в лучшем случае на «2 с плюсом».
Больше 100-110 км/ч держать было неприятно, постоянно высматриваешь ямы и ищешь как их объехать. Так дорога шла примерно 60 км, пока в конце неё не возникло Ловозеро. Привыкли мы, что город видно издалека — высокие дома, указатели, даже просто гаражи на въезде. Тут такого нет, лишь стела с надписью «Ловозеро» и гербом в виде фигурки оленя, весьма похожей на фигурку, ставившуюся на первые ГАЗ-21).
Дороги в селе хоть местами и асфальтированные, но весьма потрёпанные, к тому же асфальт нередко сменяется грунтовкой. Почти на въезде находится Национальный Саамский Культурный Центр, который построен в виде большого жилища Саамов.
Проехав его, двинулись дальше. Вокруг осколки советского прошлого в виде кирпичных и панельных домов в перемешку с древними двухэтажками. Многие уже заброшены, в некоторых ещё живут люди.
Порадовало немалое количество детей, значит село живёт, а не вымирает. А ещё я сразу почувствовал себя в деревне) Когда мало людей, то все друга знают в лицо или по крайней мере приезжего сразу видно. Вот и на нас поглядывали как на диковинку, хотя туристам тут должны быть привычны. В виду моего небольшого просчёта с бензином, нужна была лишняя дозаправка. Понадеявшись на Яндекс-карты, вбил в поиск ближайшую АЗС. Навигатор проложил путь 700 метров. Едем. Едем, дорога всё хуже, исчезли дома, начались бывшие и нынешние ремзоны и гаражи для сельхозтехники. Дорога пошла вдоль поля пока не вывела к заправке для тракторов))) Сделав круг почёта по заправке, на выезде приложился левым передним рычагом об какой-то валун, к счастью ничего не повредил.
Вернулись центр, заскочили в продуктовый, опять таки в стиле Саамского жилища. Выйдя из него на улицу, поймал себя на мысли, что мне кажется не «таким как обычно» — люди, местные жители. Так привыкаешь к суете, постоянной беготне и равнодушию людей в крупных городах, все обычно смотря сквозь друг друга, не видя остальных. А тут никто не спешит, всё идёт спокойно и размеренно, люди простые и не загружены разными проблемами как «горожане». Нет желания выпендриться, одеться как то модно. Перенеси этих людей в город и про них будут говорить «деревенщина», а мы там были «городскими», от чего хотелось вдруг стать проще, пересесть за руль какой-нибудь Вазовской «классики» и раствориться в местном колорите. Я сам родом из небольшого военного городка, мне привычен такой ритм. По крайней мере мне так казалось. Но поездив по Ловозеру ещё, поглядев на эту размеренность и обыденность, я понял сколь далёк теперь от этого, как вжился в ритм города 200-300 тысяч +. В итоге поездка с целью осмотреть новый для меня населённый пункт родного края, вылилась ещё и в желание перестать спешить, стать чуточку проще. Я вернусь сюда ещё, главное летом когда будет зелено, чтобы осталось иное ощущение от этого места.
Далее мы направились во вторую, незапланированную, точку нашей поездки — Ревду. Согласно всё тем же Яндекс-картам, там тоже должна быть заправка. Что делать, придётся им поверить вновь. В этот раз они подвели. Сама дорога ничем не отличалась от предыдущей, такое же «штопаное одеяло» асфальта. В некоторых местах вдали можно было разглядеть снежные покровы на наших местных «альпах» — Хибинах. Жаль погода не дала возможности сделать красивые кадры снежных вершин, низкая облачность сливалась с кромкой гор. Сама Ревда это уже город, пусть небольшой.
Иные дома, иные люди. Хотя фантазия людей в плане названий и вывесок всё же отличается от той же в Мурманске. Чего только стоят названия «Реальный гастроном» и «Уставший странник»)
В остальном, город кажется частью микрорайона большого города, с типовой застройкой советской эпохи, от чего вновь начинаешь ощущать себя «городским жителем», «своим здесь». Поколесив ещё, отправились в обратный путь. Который как и вчера, опять отправил нас в путешествие во времени, точнее в путешествие в сезонах. Снег пошёл как и ранее, внезапно. Просто его включили и всё, резко, без прилюдий. Асфальт сразу покрылся снегом, на обочинах стали ложиться сугробы. Ритм движения стал падать, усугубляясь низкой видимостью и разбитым асфальтом. Но покрышки и в этот раз не подвели, ни намёка на срыв в снос или занос, всё чётко комфортно. За 20 километров до отворотки на Оленегорск, метель превратилась в поток мокрого снега с дождём, а морда машины вместе с госномером скрылась в пелене липкого снега.
Долив ещё 10 литров бензина и выпив по кофе на въезде в Оленегорск, помча…поползли обратно в Мурманск. Откуда столько машин на трассе вечером буднего дня, тем более в такую погоду? Видимо все только и ждали ненастья, чтобы покататься))) Но быстро «осмелев», мой темп движения поднялся с 90-100 до 120-140 км/ч. В который раз спасибо водителям грузовиков за то, что поворотниками дают понять что там впереди них. Обгонять так намного проще.
В итоге поездки имеем следующее — 414 км пути туда-обратно со всеми прогулками, заездами, петляниями и средним расходом топлива в 10.2-10.3 литра на 100 км. А ещё осталось желание не спешить, не участвовать столь рьяно в этой постоянной «городской гонке», перестать смотреть сквозь окружающих людей. Вот такая, немного философская, вышла поездка. Надо чаще выбираться из города, за его пределами жизнь не хуже)
Зимние приключения в Ловозерских тундрах
В «Шереметьево» мы прибыли почти впритык, едва успев до окончания регистрации и включая «дурака» там, где это было необходимо для обхода очередей. За зоной досмотра мы могли уже выдохнуть спокойно, а я даже успел ещё взять чашку горячего чая в салон. Командиром воздушного судна оказался мой давний знакомый по споттингу, с которым мы сразу же после прилёта в ночной Мурманск перекинулись парой слов и договорились списаться позже по Интернету. Ожидание багажа было долгим и интригующим: количество вещей на ленте стремительно уменьшалось, потом лента остановилась, а мигающий маячок выключился. За висящими резиновыми пластинками, отделяющими улицу и внутреннее помещение, закрылась шторка, и грузчики куда-то уехали. Остались мы и ещё человек десять. И когда к нам подошла тётенька с какими-то жёлтыми бланками заявлений, тут-то все и поняли, что неприятное случилось: багаж остался в Москве!
Рано утром я проснулся от звонка своего телефона. На том конце провода был мужской голос начальника Мурманского аэропорта, уточнявшего у меня подробности наших потерь. Через какое-то время позвонили и Серёге, но уже та женщина, которая вчера раздавала нам заявления, и с хорошей новостью: багаж прилетел! Радостные, мы кинулись в аэропорт за вещами, ворвались в зал выдачи багажа и уже было выдохнули, увидев наши волокуши, обмотанные плёнкой, и вот ещё лежит рядом мой чехол с лыжами. Но стоп. а где же вторые лыжи? Что ж, свистопляска продолжается.
Но вот и настал момент, когда нужно было расставаться с благами цивилизации и вылезать из тёплой машины на морозную улицу, обдуваемую ветрами и снежными заносами. Светило уже вечернее солнце, хотя времени было ещё 3 часа дня. Примерно столько часов и оставалось до заката, и мы понимали, что уже не успеем сегодня никак дойти до Ловозера, разве что, если только не случится чудо и нас не подбросят на снегоходе до самого конца. То ли мысли материализуются, то ли желания имеют тенденцию сбываться, но каким-то образом нарисовалось трое слегка нетрезвых мужиков со снегоходом, которые как раз собирались ехать в ту же сторону.
Поначалу мы обрадовались такой подмоге, ведь мы успели пройти от места высадки с такси всего 50 метров, а тут уже и заброска нарисовалась. Но чем больше мы втягивались в разговор с мужиками и в процесс погрузки наших лыж и саней на снегоход с саночным прицепом, мы отчётливей понимали, что вся эта затея не такая уж и хорошая. Но потерянное из-за багажа время подстёгивало, и в голове всё давила мысль «давай рискнём». Ну и решили рискнуть, была не была! Привязываем нашу поклажу к саням. Мужики кумекают, как же лучше всё закрепить
И тут мы начали орать, не переставая ни на секунду. Как можно было не услышать четырёх взрослых мужиков, двое из которых пьяные, да ещё и орущих так, будто их только что поджарили, для меня ещё долго было загадкой. Водитель не останавливался, а лишь только добавлял газу, и наши крики всё больше сливались уже с шумом нараставшего ветра и разрывающегося от нагрузки мотора, тащившего всю эту братию вперёд к дальним далям. И я уже потерял надежду быть услышанным, и другие тоже умолкли. Так, некоторое время мы ехали в тишине, лишь под звуки мотора, шума ветра и грохота нашего груза, периодически подпрыгивавшего на иной кочке или ямке. Отчаяние достигло своего максимума, и я отпустил ситуацию.
Слева проплывали красивые пейзажи: солнце уже садилось, проливая на нас мягкий золотистый свет. Вдали горы уходили покатыми, ровными, будто отполированными склонами, на горизонте чернел лес, постепенно терявшийся в синеве вечерней дымки. Я прощупал под курткой, на месте ли фотокамеры, обе висели на шее слава богу. И только мне начали приходить мысли о попутном фотографировании всей этой красоты, как внезапно мы начали сбавлять скорость. Воспользовавшись ситуацией, мы снова начали орать во всё горло. После всего такого, чудо не могло не произойти: нас всё же услышали, и снегоход остановился!
Утром костёр был разведён на заранее заготовленном кострище без особых проблем, и мы наконец-то вкусили нормальной еды с момента вылета из Москвы. Позавтракав и распрощавшись с иглу, мы двинулись дальше, условившись на обратном пути обязательно заглянуть сюда и проверить целостность жилища. Дневной трафик снегоходов был явно больше вечернего и утреннего, и мимо нас то и дело кто-то проезжал. Места тут не сильно дикие, поэтому большинству людей не было до нас дела, и лишь тогда, когда мы делали остановки на перекусы и чай, к нам подъезжали и принимали нас за рыбаков. Последних здесь было больше всего, ведь чем ещё можно заниматься на озере. У туристов здесь пока ещё не сезон.
Берёзы освещаются мягким вечерним светом. Скоро солнце зайдёт за гору.
Уже почти дошли до начала соседних гор. Ловозеро тут заканчивается, так же, как подходит к концу и сегодняшний день длинного перехода
Самым насыщенным был следующий день, и он был квинтэссенцией всей нашей поездки сюда. Вставали мы всегда за несколько часов до рассвета, и сегодняшние первые признаки утренней зари вселили надежду на замечательную погоду, которая потом и оправдалась: это был самый съёмочный и прогулочный день, и нам очень повезло, что именно в этот день мы добрались до Сейдозера и будем делать наше фотографическое исследование. Фотопоездки, в отличие от обычных походов, имеют целью привезти достойный фотоматериал по возвращении домой, и сегодняшний день располагал к реализации наших планов по-максимуму. С первыми лучами солнца, мы вышли из леса на вчерашнюю снегоходную дорогу, взяв только самое необходимое, и отправились искать ракурсы.
Лес, припорошенный снегом, выглядит, как сказочный
Высокие заострённые «худые» ели выдают «северность» региона
Ещё несколько утренних пейзажей с зимним лесом
Деревья редеют. признак близости озера
Вскоре небо расчистилось полностью.
Где-то справа от нас невидимый кордон, а прямо по курсу за дальними деревьями уже Сейдозеро
Интересно, что там, в этом «каньоне». Как-нибудь дойти бы туда
«Берег» Сейдозера. Нам нужно использовать погоду и пройти в этот день как можно больше
Да, назвать мостом это можно лишь с натяжкой
Подошли уже почти вплотную к скалам. Выглядят мощно
На какое-то время небо затянуло. Но потом всё вновь распогодилось к счастью для нас
Заснеженный куст на одном из островов
До дальней горы мы так и не дошли. Но зато залезли на склон и поснимали сверху
Вечерний туман. Такими запомнятся нам эти красивые места
С этого момента началось уже постепенное возвращение нас назад, ибо время уже давно перевалило за вторую половину дня, и вечер подкрался незаметно. Обратный путь лежал вдоль противоположной длинной стороны озера, по ещё не хоженым местам. Изредка мимо проезжали снегоходчики, поднимая ввысь столбы снега и издавая оглушительный рёв, похожий на звуки «формулы-1». На последних метрах Сейдозера Серёга понял, что весь день ходил в ботинках, одетых не на ту ногу. Поначалу мне было смешно, но на следующий день в подобную ситуацию попал и я сам, перепутав правую и левую лыжи. Наверное, что-то в этих местах особенное, что сбивает с толку разум. Обратный путь тоже не обошёлся без приключений. А без них мы и не можем.
Весь день мы только и занимались тем, что шли по Ловозеру до «семёрки», где в условленное время нас должно было ожидать такси. Погода утром и днём была неплохой, друг даже сделал какие-то кадры, а я уже снимать перестал. А вот под вечер пришла сильная пурга, разыгравшаяся ни на шутку. Понимая, что на такси мы опаздываем, мы попробовали небольшую часть пути пройти пешком, везя лыжи на санях. Но это только ухудшило ситуацию, поскольку дышать пришлось чаще. Пурга усилилась ещё больше, и мы перед собой уже мало что видели. Снегоходная дорога почти полностью потеряла очертания под крупицами метели. Единственными ориентирами были едва видимые вдали островки и внутренняя интуиция.
Однажды мы решили сделать остановку, чтобы попить чаю из термоса и закусить чем-нибудь сладким. Остановки мы делали периодически и ранее. Но именно на этой остановке к нам подъехал снегоход. Сразу возникло некое «дежавю»: нас предложили подбросить. И как раз оставалось примерно те же пять километров до «семёрки». И опять нас подстёгивала нехватка времени. Что ж, рискнём. Вроде этот водитель адекватнее. Хотите смейтесь, хотите нет, но «дежавю» сработало. Хоть и говорят, что «раз в год и палка стреляет», но тут, похоже, палка выстрелила дважды. Едем мы, снегоход верно набирает скорость. Я лежу спиной вперёд, ногами сзади, и вижу отдаляющийся от меня пейзаж. Серёга сидит сзади меня. И тут, как водится, что-то слева от меня быстро пролетает, делает несколько раз «сальто» в воздухе, и падает на снег, продолжая катиться кубарем по инерции, словно бочка. Друг как закричит: «стоооой!».
В этот раз нам повезло больше: водитель был без наушников, остановился сразу, и даже развернулся, чтобы подъехать к пропаже. Упал фотик Серёги. Благо, он был в мягкой сумке. Но вот эта потеря могла бы быть более серьёзной. К счастью, всё обошлось, мы вернулись в кузов прицепа снегохода, и уже без дальнейших приключений спокойно доехали до «семёрки», успев на такси к нужному времени. Мораль сей басни такова: следите за своим снаряжением, привязывайте всё надёжно, с трезвым умом выбирайте попутный транспорт и правильно оценивайте риски. И тогда всё у вас будет хорошо.
Озеро Ловозеро входит в семь мистических мест России
В нашей стране есть масса мест, природа загадочных явлений в которых до сих пор ставит в тупик ученых. Древние города, танцующие леса, «треугольники», подобные Бермудскому, привлекают исследователей и любителей сверхъестественного. Мы собрали факты о семи самых популярных у них мистических территориях России.
Древний город находится в Челябинской области, в двух километрах от поселка Александровского. Ученые установили, что это поселение появилось более трех тысяч лет назад. По легенде, одно из самых загадочных мест нашей страны построила славянская богиня Славуня, правнучка древнеславянского единого бога Рода.
Любопытно, что во многих байках, связанных с Аркаимом, говорится о психических расстройствах. Одна из них повествует о девушке, студентке, прибывшей сюда на раскопки. В самый разгар работ она услышала голос, который позвал ее в центр древнего города. Вернувшись, девушка рассказала, что встретила призраков. Испуганной плачущей студентке понадобилась помощь психиатра.
Один из местных жителей стал свидетелем падения в аномальную зону космического объекта, другие также видели объекты, которые назвали «апельсинами». Некоторые свидетели жаловались на повышение температуры и головные боли, возникавшие при посещении мистического места.
После того, как о Молебском треугольнике написали в СМИ, сюда хлынул поток туристов и уфологов со всего мира. Список мистических явлений пополнился свидетельствами об изменении хода времени, разрядке аккумуляторов, светящихся шарах и сфотографированных человекоподобных фигурах, левитации предметов, контактах с пришельцами и так далее. Что в этих рассказах правда, а что миф, разобрать сложно. Но в М-ском треугольнике действительно существует несколько зон, известных явлениями, которые трудно объяснить.
Например, на «Мухортовском завале» видели фосфоресцирующие силуэты; на фотографиях с «Ведьминых колец», расположенных на берегу реки, получаются шары с белыми пятнами; рядом с заброшенным старообрядческим поселением Скопино находится 200-метровый зеленый «туннель», который образуют переплетенные деревья, а на «Черной речке» меняется ход времени. Кроме этого, в треугольнике, по рассказам, часто появляются шаровые молнии, причем в любую погоду, а также слышны крики и рев неизвестного происхождения.
В треугольнике установили памятник инопланетянам (деревянная фигура высотой 180 сантиметров, присевшая на одно колено) и арт-объект «Космолет»; на трассе появился указатель «Аномальная зона Молебка» с нарисованным НЛО.
Ученые, исследовавшие необычные явления, происходящие в Молебском треугольнике, уверены, что рациональное объяснение можно найти каждому из них. Так, например, «артефакты» в виде пирамидок, которые принимали за следы неведомых цивилизаций, по их мнению, всего лишь шлак, оставшийся от старого медеплавильного производства. В М-ском треугольнике пролегают геологические разломы, которые заполнены кварцитом: при движении пород возникает «необычное» свечение». Впрочем, многие, кто здесь побывал, все же больше верят в пришельцев и прочую мистику.
Озеро Ловозеро в Мурманской области расположено в центре Кольского полуострова. Его название происходит от саамского «Селение сильных у озера». Водоем вытянут с севера на юг, имеет массу островов (около 140), покрытых лесом. Три его части соединены небольшими проливами.
В советские времена, для исследования загадочного явления мерячение (арктическая истерия), которое часто проявлялось именно в окрестностях Ловозера, снарядили экспедицию под руководством ученого Александра Барченко. Информация об этой «болезни» появилась в публикациях еще в конце XIX века. Необычное состояние, напоминающее массовый психоз, поражало и местных жителей, и приезжих людей: они начинали выполнять любые команды, повторять друг за другом движения. Мерячение проявлялось во время шаманских обрядов, но иногда и возникало спонтанно.
Несмотря на это, мистическими свойствами озеро наделяют до сих пор.
СМИ писали, что на поле около гряды была найдена яма диаметром всего в кулак, но глубиной в несколько десятков метров. Откуда она взялась, так и не выяснили.
Посетившие Медведицкую гряду любители необычного рассказывают, что здесь останавливаются часы, облака принимают необычные очертания, в том числе, повторяющиеся, возникают миражи, по полю бегают странные огоньки, подобные огням Святого Эльма, а люди и машины проваливаются под землю. Вопросов, связанных с этим местом, пока больше, чем ответов на них.
Те, кто рискнул посетить эти места, рассказывали о необычном серебристом свечении, которое особенно сильно проявлялось над озером, а также о непонятно откуда появившихся кругах на земле. Уфологи, разумеется, полагают, что это место посещают внеземные цивилизации.
Наконец, массу загадок хранит 40-метровый Патомский кратер, расположенный на одноименном нагорье в Иркутской области. Необычного вида пирамиду обнаружил в 1949 году геолог Вадим Колпаков. Вершина кратера словно отрезана ножом; конус состоит из раздробленных глыб известняка. Любопытно, что по размеру и внешнему виду он очень схож с лунным кратером.
Автор: Виктория Чернышева | Версия для печати
|
|
| |||
|