что можно посмотреть короткометражное
8 короткометражек с глубоким смыслом
Иногда в маленьком двадцатиминутном фильме в разы больше смысла, чем в растянутом на два-три часа блокбастере. Но так же, как и блокбастер, хорошая короткометражка — это большая редкость и удача.
Мы собрали для вас несколько небольших фильмов, которые в разные годы номинировались или получали «Оскар».
Номинант на «Оскар» в 2010 году.
Украинской семье пришлось переехать из Припяти после Чернобыльской катастрофы и обосноваться на новом месте. Но сразу после аварии умирает маленькая дочка, а семейная традиция велит укладывать покойника на дверь дома, снятую с петель. Чтобы выполнить все, как надо, отец тайком едет за дверью в Зону отчуждения.
Номинант на «Оскар» в 2011 году.
Благотворительная организация предлагает неизлечимо больному подростку исполнить какое-нибудь желание: побывать в Диснейленде или встретиться с кинозвездой. Но пятнадцатилетнему парню ничего этого не надо — он хочет просто лишиться девственности.
Номинант на «Оскар» в 2010 году.
Кави — мальчик из бедной индийской семьи, которая из-за долгов вынуждена пожизненно работать у богача на кирпичном заводе. Ребенок трудится изо всех сил, чтобы заработать семье свободу, а себе — возможность когда-нибудь учиться в школе.
Номинант на «Оскар» в 2009 году.
Мальчик из Африки вместе с семьей бежит от ужасов гражданской войны в Ирландию. Но в новой школе ему предстоит столкнуться с неприязнью со стороны местных ребятишек.
Номинант на «Оскар» в 2011 году.
Второклассник Ардал Трэвис влюбляется в свою учительницу, госпожу Пурди. У хорошенькой женщины, конечно же, есть кавалер, более подходящий ей по возрасту. Дело довольно обычное, но этот случай неординарен. Дело в том, что мальчик решил вызвать соперника на дуэль, чтобы в честном поединке сразиться за сердце прекрасной дамы. И он не шутит.
Номинант на «Оскар» в 2012 году.
Семейная пара из Германии усыновляет сироту из Индии. Все стороны очень довольны, новоявленные мама и папа быстро привязываются к ребенку, но неожиданно мальчик исчезает. Пытаясь найти его, приемные родители понимают, что они упустили из виду одну деталь.
Granny O’Grimm’s Sleeping Beauty, 2008
Номинант на «Оскар» в 2010 году.
Старушка читает внучке сказку на ночь. Но у бабуленьки есть одна особенность: ей быстро прискучивают стандартные сюжеты, и она начинает фантазировать. А фантазия у нее жутковатая, ей бы Стивену Кингу помогать.
The Phone Call, 2013
Лауреат премии «Оскар» в 2015 году.
Застенчивая и чувствительная Хизер работает оператором в службе экстренной психологической помощи. Однажды она получает звонок от человека, который не хочет, чтобы его спасли.
Топ-13 лучших короткометражек
Короткий метр не значит обрезанный смысл: собрали тринадцать отличных короткометражек, которые за свои пять-двадцать минут запомнятся больше, чем многие представители большого кино. Мастера короткометражных фильмов могут вместить в триста секунд и неподъемную драму, вызывающие все симптомы простуды, и трешовую комедию до вопящего «Что?!» в голове, и такой триллер, чтоб моргать страшно было — и все эти эмоции при минимальных затратах времени.
Создатель (2011, Австралия)
Жанр: драма, фэнтези
Рейтинг КиноПоиск: 8,1
Рейтинг IMDb: 7,8
Хронометраж: 6 минут
Кому понравится: тем, кто любит смотреть криповые советские мультфильмы с куклами и фигурками из пластилина и фильм «Девять».
У этого фильма-мультфильма жутковатая эстетика, нервный саундтрек и напряженная атмосфера на протяжении всех шести минут хронометража. «Создатель» — из тех короткометражек, в которых каждый будет видеть что-то свое: для кого-то это будет фильм о преемственности поколений и важности передачи знаний, кто-то увидит тут тайну победы над несокрушимым временем, другие подумают о теории реинкарнаций и прошлых жизней. А кому-то покажется, что это все о детях или о любви, запертой в ловушке песочных часов.
Цирк «Бабочка» (2009, США)
Кому понравится: поклонникам Ника Вуйчича, тем, кто не любит мрачность и двусмысленность, зато обожает хэппи-энды.
Тут все гораздо проще: в основе фильма простая метафора, которую режиссер разжевывает, укладывает на просторное блюдечко и подает зрителю ложку — посыл максимально ясный и прямой. Рассказывают о большой человечности, силе духа и победе над собой, из декораций — бродячий цирк, пыльные городишки и атмосфера вестернов. Кстати, в начале короткометражки может появиться тревожное чувство, напоминающее о вестерн-антологии братьев Коэн «Балладе Бастера Скраггса». Там тоже был сюжет о бродячем артисте и человеке без рук и ног, только братья Коэны совсем не из тех, кто верит в счастливые финалы и силу человеческого духа.
Человек-улыбка (2013, США, Россия)
Жанр: драма, комедия
Рейтинг КиноПоиск: 7,6
Рейтинг IMDb: 7,4
Хронометраж: 10 минут
Кому понравится: тем, кто не хочет лишний раз нагружать сердечко жесткими трагедиями, и топить мысли в глубокой философии. А еще фанатам Уиллема Дефо — он тут в главной роли — и фильма «Всегда говори да».
Милая зарисовка о том, что у судьбы явная тяга к черному юмору. Или о законе подлости. Или о том, что у вселенной на нас свой план, и иногда кому-то сверху хочется по-доброму посмеяться над своими двуногими питомцами. А еще может, о том, что надо быть проще и честнее. Снял российский режиссер Антон Ланшаков, и это его дебютная работа. После Уиллема Дефо Антон перешел к работе над «Ми-ми-мишками» и «Сказочным патрулем», и сценариста можно понять — по сюжету «Человека-улыбки» герой Дефо попадает в аварию и получает паралич нескольких лицевых мышц. В итоге мужчина всю жизнь вынужден ходить с улыбкой на лице, а улыбка у Уиллема Дефо идельно смотрелась бы в психологических триллерах про маньяков. Вот Антон Ланшаков отснял десять минут такой улыбки и сразу ушел в российские мультсериалы. Если серьезно, то улыбка и правда жуткая, зато сама идея короткометражки забавная (слегка по-черному) и камерно-уютная.
Страна игрушек (2007, Германия)
Жанр: военная драма
Рейтинг КиноПоиск: 8,4
Рейтинг IMDb: 7,8
Хронометраж: 14 минут
Кому понравится: в целом можно и нужно смотреть всем. «Оскар» за лучший короткометражный фильм.
Кино в духе «Мальчика в полосатой пижаме», «Жены смотрителя зоопарка» и «Кролика Джоджо». Но пересказывать сюжет не будем — не будет смысла смотреть.
Сейчас или никогда (2012, США)
Кому понравится: тоже может понравиться всем. Еще один лауреат «Оскара».
Начинается это кино, как тяжелая история о парне-маргинале, которому жить незачем. И эту идею бросают зрителям в лоб: первые кадры — наполненная кровью ванная. Но героя спасает звонок старшей сестры — женщина в истерике умоляет Ричи присмотреть пару часов за племянницей. Девочка оказывается очень взрослой для своего возраста, и к жизни она подготовлена отлично: никому не доверяет, насквозь видит своего дядю Ричи и, кажется, понимает гораздо больше, чем мама и Ричи вместе взятые. В тридцать минут хронометража Шон Кристенсен, режиссер и исполнитель главной роли, впихнул пару минут саспенса, сцену, вызывающую огнеопасную степень возмущения, крутой мини-мюзикл, монолог, от которого кровогонный орган наигрывает биты пожестче треков Моргенштерна, и лаконичный, красивый финал. И история-то вполне бытовая, а посыл на уровне классиков: жизнь наполняется смыслом, когда есть кого любить и кого защищать.
Я здесь (2010, США)
Жанр: фантастика, драма
Рейтинг КиноПоиск: 7,5
Рейтинг IMDb: 7,8
Хронометраж: 29 минут
Кому понравится: любителям фантастики и фильмов о роботах, романтикам и тем, кто любит поразмышлять о картонности повседневной жизни.
В главных ролях тут узнаваемые звезды: Эндрю Гарфилд (Человек-паук между Магуайром и Холландом) и Сиенна Гиллори (Джилл Валентайн из «Обители зла»). А снял эту короткометражку Спайк Джонс, получивший «Оскар» за лучший сценарий («Она» — фильм о любви Хоакина Феникса и альтернативной версии Siri). Правда, почерк Джонса в ленте узнаваем, а вот лица актеров видеть не придется: Гарфилд и Гиллори играют улыбчивых пластиковых роботов. «Я здесь» — из тех фильмов, которые показывают необратимую жестокость человечества, бездушие толпы, законсервированных в быту людей и фантастический в прямом и переносном смысле пессимизм, но все эти темы съедаются любовной линией. Любят тут роботы, но чувство между двумя механическими коробками такие настоящие, что не нужны никакие добивки от Селин Дион и Уитни Хьюстон. Роботы без лишних слов и живых прикосновений показывают, что такое жертвенность, и доказывают, что любовь — это и есть жизнь. Но в конце будет больно — без удара по сердцу сильное кино редко обходится.
Паук (2007, Австралия)
Кому понравится: любителям треша под веселую музычку и неожиданных моментов с подскоком всех внутренностей.
Короткометражка об одном пранке, который очень плохо закончился. Никакой серьезной эмоциональной нагрузки, да и смысловой немного — просто думайте перед тем, как пошутить, и будете жить долго и счастливо.
Детектор лжи (2011, США)
Кому понравится: тем, кто любит поразмышлять о двуличности и лживости человеческой природы. И просто посмеяться.
Диалог мужчин при приеме на работу — собеседование проводят с применением детектора лжи. И пусть его эффективность не доказана и использовать показания полиграфа как доказательства в расследованиях незаконно, скетч получился веселым. Четыре минуты если не смеха, то ехидной улыбки — какие же людишки все-таки озабоченные, мелочные вруны.
Два незнакомца, которые встречаются пять раз (2017, Великобритания)
Кому понравится: тем, кто любит запутанные сюжеты о неслучайности событий и карме.
На самом деле, сюжет фильма пересказан в названии: есть два мужчины, и вселенная сталкивает их ровно пять раз. И этих пяти встреч хватает, чтобы изменить две жизни. Мораль проста и знакома всем с детского садика: делай добро, и оно к тебе вернется (и зло тоже прилетит бумерангом по затылку). История универсальная: даже те, чей уровень английского ниже, чем «London is the capital of Great Britain», могут посмотреть ленту в оригинале и все поймут — когда речь о чем-то действительно значимом, неважно, на каком языке рассказывать.
Заика (2015, Великобритания)
Кому понравится: тем, кто устал колоть глаза об остросоциальное кино и хочет просто посмотреть атмосферную историю одного интроверта поневоле.
На фоне колючек все равно раскидали, но сути это не меняет — «Заика» остается легкой и ненапряжной лентой. Главный герой сильно заикается, поэтому не слишком любит живое общение. Но в своем молчаливом заключении парень очень тянется к другим людям. Играет в настолки с отцом, развлекается составлением психологических портретов незнакомцев, полгода общается с девушкой в интернете и очень нервничает, представляя встречу в офлайне. Четко прорисованный за двенадцать минут герой — есть, сопереживание — есть, милота — есть, запоминающийся финал — тоже на месте. Заслуженный «Оскар» среди короткометражек.
Бог любви (2010, Великобритания)
Жанр: фэнтези, мелодрама, комедия
Рейтинг КиноПоиск: 7,5
Рейтинг IMDb: 7,6
Хронометраж: 18 минут
Кому понравится: поклонникам романтических комедий. А еще фан-клубу Джей Ди из «Клиники» — главный герой на него во многом похож. Четвертый короткометражный «Оскар» в списке.
Если коротко: черно-белая картинка, закадровый голос, внутренний диалог с Богом — иронично, смешно и уютно. Если длинно: Реймонд Гудфеллоу зарабатывает тем, что поет лирические песни в темном пабе и во время выступлений виртуозно играет в дартс. Голосом бьет точно в аудиторию, руками — точно в центр мишени. У Реймонда только одна просьба к Богу — любовь дерзкой барабанщицы Келли. Богу нравятся те, кто мало просит, и с небес певцу прилетает дротик любви: один укол и счастливая пара готова. Пока друг Реймонда рассуждает о космическом столкновении душ, главный герой решает протестировать божественное устройство на случайных подопытных, и результат впечатляет. Заручившись поддержкой свыше, Реймонд планирует идеальное шестичасовое свидание с острым началом. Но космос не обманешь, и любовь не вирус — уколом не усмиришь.
Другой (2010, Великобритания)
Кому понравится: фанатам «Гарри Поттера» и любителям триллеров и драм, в которых посыл режиссера завуалирован, укутан в плед, закрыт в ящик и зарыт в землю. Надо покопаться. Короткометражка, которая может сломать мозг поттероманов: здесь очень потрепанный (почти на уровне туалетной истории из «Принца полукровки») Драко Малфой разносит на клочки праведную жизнь Долорес Амбридж. Проще говоря, молодой человек из гетто в исполнении Тома Фелтона приходит в больницу, где работает героиня Имелды Стонтон, и в серых молчаливых стенах случается оглушительный конфликт мировоззрений.
Окно напротив (2019, США)
Завершает подборку лучший среди коротких фильмов по версии «Оскара» 2020-го года. Простая история о многодетных родителях, которые каждый день подсматривают за своими молодыми соседями. Если в окне напротив вечеринки и страстная любовь каждый день, особенно трудно быть замученной домохозяйкой с немытой головой и пятилетним недосыпом. Но все это становится вдруг не тяжким грузом, а ослепительным счастьем, когда выясняется, что красивым и свободным соседям тоже было чему завидовать в стеклах напротив. Жизненный сюжет, который может произойти с каждым.
15 короткометражек от лучших режиссеров Голливуда
Многие великие режиссеры начинали свою карьеру с короткометражных фильмов. До того, как Мартин Скорсезе стал одним из величайших режиссеров всех времен, он снял жуткую короткометражку «Бритье по-крупному». До оскароноского «Кролика Джоджо» Тайка Вайтити был отмечен критиками за «Две машины, одна ночь», а Кристофер Нолан снял «Жука-скакуна» — сюрреалистичный трехминутный фильм, посвященный проблеме самоидентификации.
Мартин Скорсезе, «Бритье по-крупному»
Мартин Скорсезе — автор «Казино», «Таксиста», «Острова проклятых» и «Авиатора», но еще он режиссер не менее культовой короткометражки «Бритье по-крупному» 1967 года. В ней показывается человек, который бреется в ванной комнате, режет кожу и продолжает с садистическим наслаждением взмахивать бритвой. Снятый в духе слэш-хоррора, фильм Скорсезе является метафорой самоуничтожения США во Вьетнамской войне.
Дэвид Лоури, «Первый»
До того как в 2013-м году Дэвид Лоури снял «Несвятых», получивших высокие оценки критиков, режиссер выпустил короткометражку «Первый» с Уиллом Олдхэмом в главной роли. Картина повествует о мужчине, рассказывающем ребенку жестокую историю о том, как он познакомился с его матерью. Премьерный показ короткометражки прошел на кинофестивале «Сандэнс» в 2011-м году.
Тайка Вайтити, «Две машины, одна ночь»
За свой короткометражный фильм «Две машины, одна ночь» в 2004 году Тайка Вайтити был номинирован на «Оскар». Награду тогда он так и не взял, но она все равно его дождалась (в этом году премией наградили его к фильм «Кролик Джоджо»). Сюжет короткометражки рассказывает о двух парнях и женщине, которую они встречают на парковке новозеландского паба. На первый взгляд незамысловатое повествование помогает переосмыслить тему детства и взглянуть на взросление под другим ракурсом.
Андреа Арнольд, «Оса»
Режиссер «Аквариума» и «Грозового перевала» Андреа Арнольд в 2003 году снял короткометражный фильм «Оса», который был награжден «Оскаром». Картина снималась в родном городе режиссера Дартфорде. В нем Натали Пресс предстала в образе матери, которая пытается спасти своих детей от нищеты и для этого притворяется их няней перед одним из своих бывших ухажеров.
Мартин МакДонах, «Шестизарядный»
Мы знаем Мартина МакДонахах как режиссера картин «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», но он был обласкан критиками задолго до этих фильмов. Так, в 2004 году МакДонах написал сценарий и снял короткометражный фильм «Шестизарядный револьвер», за который получил «Оскар». В нем Брендан Глисон играет героя, который утром узнает о смерти жены и едет в поезде с малолетним попутчиком, отчаянно пытаясь не потерять веру в Бога.
Начо Вигалондо, «7:35 утра»
Короткометражный фильм «7:35 утра» испанского режиссера Начо Вигалондо был в свое время номинирован на «Оскар». Черно-белая картина рассказывает о женщине, которая однажды утром встречает в кафе таинственного мужчину. Лента Вигалондо как раз тот случай, когда финал оставляет зрителя с открытым ртом, а фильм про завтрак становится зловещей метафорой.
Кристофер Нолан, «Жук-скакун»
Линн Рэмзи, «Маленькие смерти»
Режиссер детективного триллера «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмзи в 1996 году сняла короткометражку «Маленькие смерти». Лента повествует о трех ключевых событиях в жизни молодой девушки. Картина получила приз жюри короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале.
Тим Бертон, «Винсент»
Фильм ужасов «Винсент» Тим Бертон снял вместе со студией Disney в 1982 году. Картина посвящена мальчику, одержимому писателем Эдгаром По, который проводит эксперименты на своей собаке, чтобы сделать из нее зомби. В своих интервью Бертон рассказывал, что во время съемок вдохновлялся фильмами немецкого экспрессионизма 1920-х годов.
Дэвид Линч, «Алфавит»
Короткометражные работы Дэвида Линча не уступают в своей сложности и метафоричности его известным полнометражным работам вроде «Малхолланд-драйв» или сериала «Твин Пикс». В короткометражке 1968 года «Алфавит» сочетаются черты игрового боевика и анимационного фильма, а сюжет повествует о женщине, которой снится навязчивый кошмар.
Спайк Джонз, «Добро пожаловать домой»
В 2018 году Спайк Джонз создал для Apple короткометражный фильм «Добро пожаловать домой», в котором снялась певица FKA Twigs. В картине она играет женщину, которая попадает в мир грез и встречает новую версию себя. Лента была задумана как часть маркетинговой компании для продажи устройства Apple HomePod, но креативность Джонза вывела ее на новый уровень.
Даррен Аронофски, «Нет времени»
До того, как Даррен Аронофски появился в 1998 году на кинофестивале «Сандэнс» со своим психологическим триллером «Пи», он снял короткометражный фильм «Нет времени». 24-минутная комедия кардинально отличается от всего того, что Аронофски будет снимать в будущем.
Нил Бломкамп, «Выжить в Йобурге»
Нил Бломкамп снискал популярность из-за картины «Район №9», собравшей 210 млн долларов при бюджете в 30 млн долларов и получившей номинацию на «Оскар» за лучшую картину. За четыре года до этого Бломкамп снял научно-фантастическую короткометражку «Выжить в Йобурге», который можно считать идейным предшественником «Района №9».
Маршалл Карри, «Окно напротив»
Маршалл Карри известен как автор неигрового кино. В прошлом он снял документалки «Навести и нажать», «Уличная битва» и «Если дерево упадет» (два последних получили номинации на «Оскар»). В прошлом году Карри дебютировал в жанре игрового кино, сняв короткометражку «Окно напротив» и получил свой первый «Оскар». В картине показана домохозяйка и мать троих детей, жизнь которой переворачивается с ног на голову, когда в соседний дом въезжают новые жильцы.
Ана Лили Амирпур, «Yo! My Saint»
Режиссер Ана Лили Амирпур, снявшая триллер про вампиров «Девушка ночью гуляет одна», в 2018 году представила музыкальную короткометражку «Yo! My Saint», которая переосмысливает знаменитую сцену c фотографом из фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Фильм был создан вместе с брендом Kenzo и соул-певцом Майклом Киванука.
В ситуации карантина и самоизоляции переходим на домашнее киносмотрение. Чтобы не растеряться во всем разнообразии, советуем найти фильм в наших подборках или огромном каталоге по жанрам или годам с непредвзятыми кинорецензиями наших читателей.