что можно отнести к национальным информационным ресурсам

Что можно отнести к национальным информационным ресурсам

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказыва­ется неполной. В основу классификации можно положить:

• отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социаль­ной сферы и т. п,, к чему относится информация);

• форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более де­тальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, биб­лиографическая информация, материалы телеконференций, програм­мное обеспечение, видео и т. д.

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсамОдин из способов классификации национальных информационных ре­сурсов представлен на рис.1. Прокомментируем его.

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Домини­руют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (без­бумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с ис­торией и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и на­капливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные спе­циальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социаль­ной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны инфор­мационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.

Источник

Национальные информационные ресурсы

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

Понятие информационных ресурсов

Прежде всего, выясним, что означает слово «ресурс». Если найти определение в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.

Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеют определённые ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. В современном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известны следующие виды ресурсов, которые являются уже классическими экономическими категориями:

· Материальные ресурсы создаются и используются человеком в процессе общественного производства и потребления, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и так далее;

· Трудовые ресурсы – это люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности (учителя, врачи, водители, инженеры и так далее);

· Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, общества (налоги, денежные вклады в сбербанках);

· Энергетические ресурсы – ресурсы-носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества. Например, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и так далее.

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение понятия информационные ресурсы:

«Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Это определение даёт юридическое основание для регулирования отношений в информационной сфере общества, включая такие важные моменты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и её распространения.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Можно определить информационные ресурсы следующим образом:

Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме.

Такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

При этом будем рассматривать информационные ресурсы общества, которые уже отделены от своих создателей и материализованы в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства.

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Национальные информационные ресурсы

Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и тому подобное, к которому относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени отображения результатов мышления в точных понятиях и утверждениях, наличию дополнительного описания и прочее).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: правовая информация, энциклопедическая информация, учебные материалы, программное обеспечение, видео, аудио и много другое.

Рассмотрим один из способов классификации национальных информационных ресурсов. К ним относятся:

· информация государственных (властных) структур;

· финансовая и экономическая информация;

· информация о природных ресурсах;

· информация предприятиях и учреждениях;

Рассмотрим некоторые группы более подробно.

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

· публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);

· систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;

· информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

· библиотечную сеть высших учебных заведений России;

· сеть медицинских библиотек;

· сеть сельскохозяйственных библиотек;

· другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но всё больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Архив – это учреждение, занимающееся хранением и описанием различных документов прошлого: рукописей, фотографий, карт и так далее. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удаётся обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы, региональные центры.

Основной принцип действия государственной системы научно-технической информации – совместная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами и научно-техническими библиотеками. А затем многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.

Важной составной частью государственной системы научно-технической информации являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение «Росинформресурс».

В каждом государстве разработаны и действуют свои своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации. Ни одно государство не может полноценно жить и развиваться без правовой информации.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.

Также для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

· тематика хранящейся в них информации (общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и прочая информация);

· форма собственности (например, государственная: федеральная, субъекта федерации, муниципальная; общественных организаций, акционерная, частная);

· доступность информации (открытая, закрытая, конфиденциальная);

· принадлежность к определённой информационной системе (например, к библиотечной, архивной, научно-технической и так далее);

· источник информации (это может быть официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчётность, результаты социологических исследований и так далее);

· назначение и характер использования информации (например, массовое, региональное, ведомственное и прочее);

· форма представления информации (текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная);

· вид носителя информации (бумажный, электронный).

Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и услугами, которыми регулярно пользуется около миллиарда человек во всех странах мира. Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок.

Гиперссылки позволяют связывать данный документ с различными объектами сети Интернет, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Благодаря этому знания, которым обучали в университетах и школах сегодня можно получить в течение нескольких минут или даже секунд.

Используя информационные ресурсы Интернета, найдём ответы на вопросы. Для поиска ответов воспользуемся информационно-поисковой системой google.ru и свободной энциклопедией Википедия.

· 1 вопрос: Где установлена крупнейшая конная статуя в мире? (в Монголии установлена самая большая конная статуя в мире. И эта статуя Чингисхана);

· 2 вопрос: Когда отмечается Всемирный день китов? (ежегодно 23 июля наша планета отмечает Всемирный день китов и дельфинов);

· 3 вопрос: В какой стране и когда были изобретены очки? (Алессандро Спина, монах и учёный из Пизы. Но даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему).

Источник

Национальные информационные ресурсы

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

Описание разработки

Примеры:

— Информация государственных структур

— Финансовая и экономическая информация

— Информация о природных ресурсах

— Информация предприятий и учреждений.

Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют бумажные формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

Архивы скрывают материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются часто быстрее, чем их приходится обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные задания, патентные службы и т. д.

Ни одно государство не может жить без сводов законов, кодексов, нормативных актов и т. д. Такого рода информация относится к виду правовой информации.

Свои отраслевые информационные ресурсы имею общества любой сферы, и аграрной, и промышленной, и социальной или любой другой сферы.

Природные ресурсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Источник

Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном

что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Смотреть картинку что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Картинка про что можно отнести к национальным информационным ресурсам. Фото что можно отнести к национальным информационным ресурсам

Рассматривается сущность информационных ресурсов, дается их классификация, приводятся сведения об источниках и основных поставщиках их конкретных групп. Основная часть содержит только минимально достаточные сведения, а все детали вынесены в приложения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие информационных ресурсов

Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации.

1) Время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;

2) Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

Происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу. В настоящее время в развитых странах в ней работает более 50% занятого населения.

Информационные ресурсы становятся очень важной частью национального богатства, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом.

Сведения — это набор сигналов физических процессов воспринимаемых наблюдающим субъектом.

Если субъектом является человек, то он воспринимает сведения через органы чувств.

Если субъектом является машина, то она воспринимает сигналы с помощью системы датчиков, обеспечивающих их регистрацию.

Зарегистрированные субъектом сведения фиксируются в виде данных.

Данные — это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.

Передача данных — обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.

Обработка данных — последовательность операций, производимых над данными.

Данные различаются по формату и структуре.

Формат данных — это характеристика данных, определяющая структуру и способ их хранения, множество возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над ними.

Структура данных — это логическая схема, в соответствии с которой данные упорядочены и могут быть интерпретированы при выполнении операций их обработки.

Сведения фиксируются как данные в виде документов, имеющих определенный формат и структуру.

Документ — это материальный объект с зафиксированными на нем данными, предназначенными для хранения, обработки и передачи во времени и пространстве.

Документ в электронной форме — это документ, представленный в форме набора электрических состояний элементов технических средств обработки, хранения и передачи информации, допускающий преобразование в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.

Структурно, документ является совокупностью нескольких реквизитов.

Реквизиты документа — это обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.

Сами по себе данные не являются информацией. Это лишь сведения, тем или иным способом зафиксированные на определенном материальном носителе.

Информация — это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

В широком смысле информация — это общенаучное понятие, определяющее процессы обмена сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Таким образом, информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, увеличивающие знания об их параметрах, свойствах и состояниях у наблюдающего субъекта.

Термин «информация» имеет множество определений, которые сводятся к 4 подходам к пониманию информации.

1) Количественный (синтаксический) подход: информация — это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов. При таком подходе практически отождествляются понятия «данные» и «информация».

2) Семантический (смысловой) подход: информация — смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.

3) Прагматический подход: информация — сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.

4) Статистический подход: информация — сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней.

На основе статистического подхода была введена единица измерения информации — бит (от англ, binary digit) — количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.

Информация неотделима от процесса получения сведений и их фиксации в виде данных. В этом смысле данные являются ресурсом для получения информации.

Ресурсы — запасы, источники чего-либо.

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.

Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационной инфраструктуры.

Примеры информационных систем в данном понимании: библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.

Существуют и другие определения информационной системы.

Информационная инфраструктура — это совокупность информационных технологий, управляемых и поддерживаемых в рабочем состоянии с помощью определенных организационно-технических мероприятий.

В массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали создававшие их люди. Поэтому информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для тех или иных целей применения в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В этом смысле информационные ресурсы общества — это знания, материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В течение большей части истории развития цивилизации основным предметом труда являлись материальные объекты, а деятельность вне материального производства и обслуживания обычно относилась к категории непроизводственных затрат. Соответственно и экономическая мощь государства оценивалась по имеющимся у него материальным ресурсам. К 70—80м годам ситуация стала меняться и в развитых странах развитие экономики и общества в целом стало все в большей степени зависеть от эффективности формирования и использования информационных ресурсов — информационного потенциала общества.

Информационный потенциал общества включает индустриально технологический комплекс средств накопления, передачи и обработки данных той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.

Информационный потенциал определяет способность решать задачи информационного обслуживания всех заинтересованных пользователей на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием информационных технологий.

Высокий информационный потенциал страны приводит к возникновению в ней информационного общества.

Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно оптимально строить любую деятельность. За счет эффективного использования информационных ресурсов в информационном обществе повышаются качество потребления и качество производства. Люди, эффективно использующие информационные технологии, имеют лучшие условия труда.

Основными критериями развитости информационного общества считаются:

— уровень распространения компьютерной техники;

— уровень развития компьютерных сетей;

— доля населения, занятого в информационной сфере;

— эффективность использования информационных и коммуникационных технологий на производстве, в быту и государственном управлении.

Информационные ресурсы являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп.

Информационная индустрия — это все виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием и обслуживанием средств связи, обработки и копирования информации.

В настоящее время относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.

Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников технической, экономической, политической, военной и другой информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и переработки привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия — национальные информационные ресурсы.

Национальные информационные ресурсы — это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.

Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.

— национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;

— эффективность использования информационных ресурсов — важнейший показатель информационной культуры общества;

— национальные информационные ресурсы общества — часть экономической мощи государства.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

— превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

— сформировать мировой и государственные рынки информационных услуг;

— образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен бесплатный или сравнительно недорогой доступ;

— повысить обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений за счёт своевременного использования необходимой информации.

Вследствие высокой востребованности информационных ресурсов их различными потенциальными пользователями, а также высоких затрат на их создание и поддержание в актуальном состоянии, значительная часть информационных ресурсов становится информационным продуктом.

Информационный продукт — это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

Основные особенности информационного продукта как товара.

1) Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.

3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.)

4) Производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. (Большие начальные инвестиции — малые операционные затраты при продаже).

Рынок информационных продуктов и услуг — это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями, определяющих условия, механизмы предоставления и ценообразование на информационные продукты и услуги.

Основными секторами информационного рынка являются секторы: деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации, электронных сделок.

Сектор деловой информации включает:

— биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.);

— экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели);

— коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.);

— деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента.

Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др.

Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.

Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др.

Сектор электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи, системы заказа и резервирования продукции и услуг.

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

— продавцы информации (вендоры);

К производителям информации относят, как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, патентные ведомства), так и организации, профессионально занимающиеся ее обработкой (отбором информации, ее индексацией, загрузкой в БД).

Не все производители информационных ресурсов могут параллельно с их созданием заниматься распространением.

Например, писатель пишет книгу (создает информационный ресурс), но, как правило, сам ее не тиражирует и не продает. Издательство издает книгу (создает информационный продукт), но отнюдь не всегда продает ее самостоятельно, а размещает в магазины. Поэтому будущие читатели взаимодействуют не с автором и издательством, а с конкретными магазинами.

То же касается и электронных информационных ресурсов. Например, биржа генерирует данные, но отнюдь не всегда участники электронных торгов получают их напрямую. Данные с нескольких бирж могут быть собраны некоторым посредником, который предоставляет их пользователям. Как правило, на платной основе.

Таким образом, вендор является посредником между пользователями информационных ресурсов и их производителями.

Обычно производитель информационного продукта подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому последний имеет право его продавать. С другой стороны — покупатель информации, то есть пользователь также должен заключить контракт с вендором на поставку информационных ресурсов.

Пользователи информации могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто используемой является следующая классификация:

— специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

— специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;

— работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

— работники государственных учреждений;

— работники общественных организаций;

На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены тремя основными видами экспорта:

— экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

— экспортом результатов НИОКР — патентов, лицензий и т. д.;

— экспортом менеджмента — продажей технологий управления.

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с распространением вычислительной техники и ее использованием для обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, библиотеки, общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.

С развитием средств вычислительной техники и средств коммуникаций появились первые автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями ЭВМ в ИПС хранились, преимущественно, вторичные документы (поисковые образцы документов), а первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.

Первые ИПС работали в двух режимах:

— избирательного распространения информации;

При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.

При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

В связи с развитием вычислительной техники появились фактографические ИПС. Они содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке. Однако существенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования, обороны, здравоохранения и т. д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

— центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

— центры распределения (поставщики информации, вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных (БД), поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;

— информационные агентства, которые помимо функций сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют функции обслуживания пользователей.

Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере — широкое распространение возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных в режиме on-line. Однако первопричиной быстрого роста информационного рынка явился резкий рост информационных потребностей пользователей. Данное обстоятельство определило выгодность инвестиций в эту отрасль и создание множества крупных информационных корпораций.

Классификация информационных ресурсов

Общая классификация информационных ресурсов

Существуют классификации информационных ресурсов (ИР) по множеству различных признаков.

По целевому предназначению ИР делятся на:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *